O'zbekcha Русский Ўзбекча English

За последние несколько лет Узбекистан прошел через ускоренную трансформацию экономики и все чаще фигурирует в международном сообществе как один из символов открытости, новаторства и решимости в снятии разного рода барьеров для бизнеса и инвестиций.

Для эффективной имплементации Закона Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» успешно функционирует 4-уровневый механизм взаимодействия органов государственной власти и инвесторов, состоящий из Министерства инвестиций и внешней торговли, заместителей руководителей хокимиятов и дипломатических представительств за рубежом и коммерческих банков, который позволяет оперативно реагировать на все запросы инвесторов и должным образом отслеживать эффективность имплементации мер, предусмотренных законом.

В данном ключе важно отметить роль созданного при поддержке Европейского банка реконструкции и развития Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан, который обеспечивает прямой диалог с инвесторами, осуществляющими свою деятельность в Республике.

Также активную поддержку получает развитие института международных третейских судов, которые обеспечивают верховенство закона и надлежащее исполнение принятых обязательств со стороны государства и местных инвесторов, что является важным и системообразующим компонентом инвестиционного климата страны.

Вместе с тем, мировая практика и опыт показывают, что проблемы, сдерживающие инвестиционную и инновационную активность бизнеса, уже не могут быть решены простыми инструментами – предоставлением преференций или публикацией новых декларативных норм.

Для активизации частных инвестиций требуется раскрепощение предпринимательской деятельности. Нужен постоянный диалог с бизнесом, кропотливая работа по выявлению и преодолению барьеров, препятствующих развитию тех или иных секторов. В этой связи проводится активная работа по следующим направлениям.

Во-первых, для поддержания стабильно высоких темпов роста экономики необходимо формирование устойчивой и конкурентоспособной модели экономики страны, в которой превалирующая доля активов банковской системы должна быть в руках частных инвесторов.

Во-вторых, в активной фазе находится стимулирование инвестиционной активности через развитие инструментов государственно-частного партнерства и проектного финансирования для обеспечения ускоренного роста инвестиций в инфраструктуру, которая также является одним из ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого роста экономики.

В-третьих, осуществляется оптимизация процессов взаимодействия инвесторов и государства для полного исключения бюрократических барьеров и препонов в реализации инвестиционных проектов через цифровизацию и бесконтактное предоставление государственных услуг. Повышается качество организации работы с обращениями и запросами иностранных инвесторов для обеспечения максимальной транспарентности и предотвращения коррупции.

В-четвертых, происходит снижение транзакционных издержек, которые приводят к перетоку труда и капитала из легального в теневой сектор экономики.

В-пятых, разрабатывается стратегия инвестиционной политики, сфокусированной на отдельных, наиболее перспективных для Узбекистана отраслях, способных стать точками технологического прорыва и заложить основу развития производительных сил страны на следующие 20-30 лет.

Учитывая тот факт, что инвестиционный климат влияет практически на все сферы деятельности страны, спектр реформ охватил все направления, в том числе экономическое, институциональное, образовательное, здравоохранение, сельское хозяйство, водоснабжение, энергетику, транспорт и другие.

Большое внимание уделяется также практической поддержке предпринимателей и инициаторов инвестиционных проектов. Наиболее ярким примером в этом направлении стала деятельность созданной в 2020 году Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций, задачами которой является тесное взаимодействие с предпринимателями и экспортерами, анализ проблем, с которыми они сталкивались в связи с ограничениями, вызванными пандемией, а также выработка и имплементация оперативных и эффективных решений на основе индивидуального подхода к каждому субъекту предпринимательства.

В результате выездной работы членов Комиссии по итогам прошлого года в адресном порядке была изучена деятельность более 98 тысяч предприятий, по итогам чего было выявлено 6235 проблемных вопросов 5902 предприятий, каждый из которых был проработан и решен в тесном взаимодействии соответствующих министерств, ведомств, коммерческих банков, органов местной власти и дипломатических представительств Республики за рубежом.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech