Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано в соответствии с Соглашением о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, а также Протоколом к указанному Соглашению от 21 декабря 1991 года.
Государствами-участниками СНГ являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.
Исполнительным, административным и координирующим органом Содружества является Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в г.Минске и отделением Исполкома в г.Москве.
За истекшие годы в рамках СНГ создано обширное правовое поле и наработаны инструменты и механизмы взаимодействия практически по многим жизненно важным для государств-участников Содружества направлениям, включая по таким приоритетам, как дальнейшее развитие торгово-экономических отношений, коммуникационных и транспортных связей, обеспечение безопасности и вопросы гуманитарной сферы.
Содружество предоставляет широкую возможность для выработки взаимоприемлемых подходов и скоординированных практических мер, направленных на своевременное и адекватное реагирование на вызовы и угрозы устойчивому развитию, стабильности и безопасности государств-участников, решение споров и разногласий, для взаимного общения граждан на пространстве СНГ.
В Узбекистане СНГ рассматривают как координационный механизм многопланового взаимодействия и площадкой для прямого общения и поддержания межгосударственного диалога, в том числе двусторонних встреч в формате СНГ, на уровне руководителей стран и соответствующих структур, а также как объединение суверенных государств, заинтересованных в создании условий для многостороннего сотрудничества.
Республика Узбекистан принимает участие в деятельности основных уставных и отраслевых органов СНГ. С момента образования Содружества Узбекистан был в числе тех государств, которые выступали за углубление экономической интеграции, сохранение хозяйственных связей на новой основе, без политизации этих процессов.
Узбекистан выступает за формирование полноценной зоны свободной торговли на пространстве СНГ, основанной на принципах, не ухудшающих действующий между странами торговый режим. Это становится важным условием обеспечения стабильного социально-экономического развития на пространстве СНГ.
Узбекская сторона считает, что в быстро меняющейся обстановке в мире СНГ в качестве структуры межгосударственного взаимодействия остается востребованным механизмом постоянного переговорного процесса, политического диалога, прежде всего на высшем уровне, и по выработке согласованных позиций для противостояния возникающим новым вызовам и угрозам, разрешению многих острых вопросов международной безопасности.
Содружество может и призвано играть роль координатора многопланового взаимодействия, стать платформой для регулирования хозяйственных процессов с целью достижения максимального социально-экономического эффекта для всех государств-участников.